Все
они имели место в истории развития отношений церкви и государства, испытаны
временем, и как того и следовало ожидать найдены несовершенными, как несовершенно
в принципе все, что существует «под солнцем». Христианские идеалы призваны жить
в умах и сердцах людей, преломляясь в которых они находят свое отражение в
обществе так же пестро и многоцветно, как разнообразны и сами души. С другой
стороны, библейские ценности и стандарты носят абсолютный характер. Неужели Бог
не в силах изменить этот мир? Конечно в силах, в противном случае Он не был бы
Всемогущим Богом. Но Бог не совершает насилия над личностью а, следовательно,
духовное, моральное изменение также зависит и от добровольного согласия каждого
отдельно взятого человека. Избирая совершенство Божье и несовершенство мира,
как отправную точку рассуждений, мы неизбежно придем к заключению, что всех
людей не удастся подчинить Божьим стандартам, а значит, стремление установить
царство Божье на земле где есть грешные люди – утопия. Из книги Откровение нам
известно о грядущих в мир событиях: о том, что Христос будет царствовать 1000
лет на земле, но все же будут люди, которые не подчинятся Его царству (Откр.
20:7-10). Далее говориться о людях, которые будут брошены в озеро огненное, где
зверь и лжепророк, и антихрист (:15). Мир изменится только тогда, когда Бог
искоренит зло не только духовно, но и физически удалит носителей зла.
Если все так безысходно в этом мире,
то что же делать христианам? Стоит ли принимать активное участие в общественной,
политической жизни общества? Или же следует замкнутся в тесном кругу
единомышленников, ограждая себя от влияния падшего мира на столько, на сколько
это только возможно? Затворничество, аскетизм, отвержение материального ради
духовного - все это уже было, есть и, наверное, будет практиковаться. Христос
любил уединение, но в то же время Он постоянно находился среди народа. И если
бы Он провел всю свою жизнь в монастыре, затворником, кто бы пострадал тогда за
грехи человечества? Молитва Христа о сохранении учеников находящихся в мире, от
влияния самого мира свидетельствует о неприемлемости позиции отшельничества для
христиан (Ин. 17:15). Подход – «Христос против культуры», во всяком случае, не для
всех. С другой стороны, трудно представить себе Христа членом синедриона. Если
бы Христос стал великим общественным деятелем, учителем нравственности, то его
смерть не носила бы искупительный характер, а мир не представлялся как
погибающий во грехе. Все творение испорчено грехом, как нравственные идеалы,
так и социальные институты, государственные структуры – все нуждается в
искуплении. Никто из Апостолов Христа не стал во главе правящей партии в
Иерусалиме, или где-либо еще. Похоже,
что Христос всегда разделял служение Царству Небесному и служение государству –
«кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21). Потому и подход - «Христос
культуры», также не приемлем, и лишен жизненной силы.
На мой взгляд, подход - «Христос и культура в парадоксе», наилучшим
образом описывает проблему
сосуществования двух царств. Описывает, но не решает ее. Я предлагаю концепцию «Духовного влияния Христа на культуру».
Хотя она в чем-то схожа с приведенной выше концепцией, но тем не менее отличается
от нее тем, что стремиться и находит способы применения этики Царства Небесного
в современном обществе, избегая синкретизма с ним. Дело в том, что церковь уже
сама по себе является обществом внутри общества, если только это не церковь в
монастыре. Одни и те же люди ходят в церковь, и они же трудятся на своих
рабочих местах в гражданском обществе. Жить двойными стандартами, по принципам
двух царств нельзя и практически невозможно, если конечно среди них нет
исключений из числа больных шизофренией с диагнозом «раздвоение личности». Так
или иначе, доминирующие ценности, принципы и мотивы будут выражаться в
поведении, отношениях, и в конечном итоге будут влиять на общественность. Во
втором послании к Коринфянам Апостол Павел восклицает: «Но благодарение Богу, Который всегда дает нам
торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во
всяком месте. Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в
погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах
живительный на жизнь» (2 Кор. 2:14-16).
Это значит то, что христианам следует занимать активную гражданскую позицию в
современном обществе, но не стремиться во власть, пытаясь изменить жизнь
общества реформами, а, создавая особый духовный климат, который через церковь окажет
влияние на общество, делать церковь известной, а через нее и Христа. Такая
позиция преследует несколько иные цели чем, например, концепция «Христос –
преобразователь общества», так как стремиться не к внешнему - нравственному
преобразованию, а к внутреннему – духовному. Так церковь исполнит заповедь
Христа – «идите и научите все народы»
(Мф. 28:19-20), - спасет избранных (2Кор. 2:14-16), будет «солью земли» (Мф. 5:13), - укажет на незыблемые Божьи идеалы
нравственности, что в свою очередь будет основанием для суда над неуверовавшими,
а также создаст хорошую школу для духовного роста и укрепления верующих,
которым, возможно, придется (точно придется) пострадать за свои убеждения, и
это также предсказано Спасителем: «Меня
гнали, будут гнать и вас…» (Ин.15:20). Быть
христианином в этом запутанном, постоянно меняющемся мире легко, если просто
быть им, находясь в постоянном присутствии и под водительством Духа Христа.
|