Свято-Троицкая церковь ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН

Вторник, 14 Мая 2024, 15:00

| Лента новостей RSS | Главная |

Главная » Статьи » Проповеди

Подставь щеку.
«Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку». (Лк 6:29) Это одно из самых известных и широко цитируемых мест Библии, которое у большинства людей ассоциируется с учением Христа, даже у тех, кто вообще больше ничего не знает о христианстве. И это совершенно верно, ведь в этих коротких словах выразилась самая суть и практическое применение учения Господа нашего. И для большинства неверующих людей именно это и является камнем преткновения и объектом насмешек, поскольку противоречит так называемому «здравому смыслу», противно менталитету людей, живущих по закону «человек человеку волк». Да и в самом деле, как можно подставлять «другую щеку» тому, кто тебя обидел? Это признак слабости, это противоречит «закону эволюции», который говорит, что выживает сильнейший, это противоречит закону самосохранения. Гордость человеческая бунтует и протестует против того, чтобы не воздавать злом за зло, ведь с самого детства люди учатся быть сильными и отвечать ударом на удар, чтобы выжить и преуспеть в жизни. И потому, когда человек слышит о том, что нужно подставить щеку, вместо того, чтобы ударить в два раза сильнее, то это вызывает сильнейший протест и непонимание. Несомненно, что именно такая реакция недоумения и непонимания была и у непосредственных слушателей Христа – древних иудеев. Слова Иисуса вообще прозвучали для них как гром среди ясного неба (хотя прямо об этом в Евангелиях не говорится). Для того чтобы понять их реакцию, необходимо вспомнить, в каком мире жили эти люди, что для них являлось реалиями жизни. А было то время началом первого века от рождества Христова. Римская провинция Иудея была в 37 году до н.э присоединена к Риму, что положило конец ее независимости как самостоятельного государства. В Иудее постоянно располагались римские оккупационные войска, римские власти проводили политику эллинизации (насаждения греческой культуры), что резко отрицательно воспринималось иудеями. Ведь они жили в жестких рамках собственной, претендующей на исключительность культуры и религии и все остальные народы были для них нечистыми презренными язычниками. И вдруг в их стране начинает насаждаться поклонение пантеону римских божеств и императору, насаждаться обычаи, для иудея, воспитанного в этике Закона Моисея, отвратительные. Первое время имперские власти пытались заставить евреев поклоняться их богам, но они предпочитали смерть, тюрьмы и пытки, но не нарушали принцип единобожия и поклонения истинному Богу. И евреи отнюдь не были кроткими овечками, напротив, это был воинственный и свободолюбивый народ. Постоянно вспыхивали восстания и волнения, которые жестоко подавлялись силой римских легионов. По закону Рима, провинции, которые присоединялись силой оружия или которые выступали против власти, имели особый статус, по которому свободные граждане этой провинции в социальном отношении находились лишь на ступеньку выше рабов. Римские войска имели право заставлять их силой работать, имели право предавать позорной казни на кресте (как Христа). Легионер мог в случае необходимости даже отнять одежду или заставить еврея нести свое снаряжение. Поэтому ненависть иудеев к римской империи и страстное желание свободы, связанное с ожиданием Мессии-освободителя, вполне понятно. И представьте, как на этом фоне позвучали слова Иисуса: «Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». (Лк 6:27-31) Это была не просто лекция по этике, нет, Христос говорил вещи актуальные и злободневные, открывая в то же время и принципы нового учения. Что же означали эти слова, какой смысл вкладывал в них Спаситель? Было бы заблуждением считать, что здесь речь идет о мягкотелом и слабовольном всепрощении, непротивлении злу, которое в итоге позволяет злу торжествовать и распространяться. На самом деле Христос открыл нам принцип борьбы со злом! Ведь зло порождает само себя, оно распространяется подобно кругам на воде, оно образует цепочку из причин и следствий. И кто-то должен первым прекратить это! Но невозможно победить зло злом, а побеждает его добро и прощение, любовь и милость. Если мне причинили обиду, то я должен остановить распространение зла, простив обидчика. Обычно люди в неведении считают, что проявлением силы является то, как человек «держит удар», насколько сильно он способен ударить в ответ. Но на самом деле все как раз наоборот. Настоящая сила духа проявляется в прощении, вот это по-настоящему трудно. В Новом Завете апостолами раскрывается этот принцип более полно: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». (Рим 12:19-21) И нам становиться ясно, что прощая обиду во имя Господа, я вовсе не поощряю беззаконие и не оставляю безнаказанным злодеяние. На самом деле я позволяю свершиться истинному и беспристрастному правосудию, которое произведет сам Бог. Однако есть и другой, более глубокий аспект того, что говорил Христос в Нагорной проповеди, которая описана более полно в других Евангелиях. Иисус раскрывает суть учения Нового Завета. И Его слова на первый взгляд звучат контрастом по отношению к повелениям Закона Моисея, в котором был провозглашен принцип талиона: «око за око и зуб за зуб». Это был закон справедливого воздаяния, наказания, адекватного преступлению, что также позволяло останавливать безнаказанное распространение зла. И вместо того, чтобы разбить голову тому, кто всего лишь выбил мне зуб, я поступаю по справедливости. Однако нам всегда следует помнить, что Новый Завет это не новый свод законов и правил, это новый человек, возрожденный духовно, а потому способный исполнять закон. Христос переносит «центр тяжести» этических требований Закона Моисея с внешних проявлений на внутренние побуждения и мотивацию поступков.
Категория: Проповеди | Добавил: DUDe (05 Ноября 2009) | Автор: Станислав Буланов
Просмотров: 10680 | Теги: Бог, человек, любовь, Подставь щеку | Рейтинг: 3.4/11
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Категории раздела

Проповеди [14]
Интересные статьи [7]

Поиск

Наш опрос

Ты нашел ответ на свой вопрос здесь?
Всего ответов: 10

Посоветовать другу

Статистика

Фото дня

Партнеры

Христианское радио

toolbar powered by Conduit